Вооруженные силы Республики Хорватии: становление и этапы развития

Проблематика становления и развития хорватской армии интересна не только в контексте войны в Югославии, но и с точки зрения современного хорватского государства и положения Хорватии в системе региональной и континентальной безопасности Европы. Хотя сложно говорить о вооруженных силах любого современного балканского государства как о самодостаточной и мощной силе, армия в этих странах сохраняет свое значение как общественный институт.
O7D8ecQrskw
В Словении и Хорватия они являются носителем духа победоносных войн за независимость. В Боснии и Герцеговине армия важна в первую очередь как механизм интеграции трех народов и формирования общей надидентичности, скрепленной военной дисциплиной при недостатке интеграции в других институтах боснийской федерации. В Сербии и Черногории армия исторически является наиболее авторитетным государственным институтом, хранителем традиционных и русофильских настроений. Но в 2000-е годы именно через армию происходило распространение практик и ценностей Североатлантического альянса. Политически Сербия декларирует нейтралитет, фактически ее территория и вооруженные силы уже значительно включены в механизм взаимодействия с НАТО. В Македонии армия и полиция являются институтами, сохраняющими стабильность в государстве. О вооруженных формированиях албанского государства Косово и частично Албании можно говорить как о потенциальном факторе нестабильности для соседних государств.

В своем развитии вооруженные силы Хорватии прошли несколько этапов.

Первый этап. 1990-1992. Создание вооруженных сил. Организация вооруженных сил  началась детом 1990 г., фактически сразу после инаугурации нового националистического руководства. На этом этапе собственно армии еще не было. К вооруженным силам можно было отнести Министерство внутренних дел, Территориальную оборона, входившая в систему ЮНА (Югославская народная армия), паравоенные формирования (Хорватская национальная гвардия — ЗНГ, Хорватская опора), отряды добровольцев, создаваемые политическими партиями (ХДС, ХПП). Главной задачей было вооружение. Это представляло определенную сложность – Хорватия еще была членом союзного государства и поставки могли осуществляться лишь скрытно. Другой проблемой было изъятие  вооружения с хорватских складов, проведенное ЮНА. Наконец, третьей проблемой было формирование, фактически с нуля, командного состава. Можно выделить как минимум три источника комплектования: кадровые командиры ЮНА (генерал авиации А. Тус стал начальником генерального штаба хорватской армии, министр обороны М. Шпегель был руководителем Территориальной обороны СР Хорватии и  командующим 5 «хорватского» округа ЮНА), командиры служб территориальной обороны, офицеры ЮНА, и органов внутренних дел среднего звена, профессиональные военные, проходившие подготовку за рубежом (генералы А. Готовина и А. Росо в 1970-е гг. служили во французском Иностранном Легионе).

Хорватии удалось решить эти задачи достаточно успешно, что показал ход военной кампании марта-декабря 1991 г., в ходе которой республике удалось защитить свой курс к самостоятельности. Хотя, безусловно, причины успеха кроются не только в действиях хорватского руководства, сколько в кризисе югославской армии и в целом союзного государства. Об этом можно судить исходя из штабных документов ЮНА: военная организация и закупки вооружений не являлись секретом для югославского военного командования, однако эффективных контрмер не было принято. Собственно Вооруженные силы Республики Хорватия (ВС РХ) были созданы 21 сентября 1991 г., когда был создан Генеральный штаб ВС во главе с А. Тусом.

Второй этап. 1992-1999. Пик боевой мощи. На этом этапе ВС РХ значительно нарастили свой боевой потенциал – выросла численность, количество бронетехники, появились вертолеты и боевая авиация, было развернуто собственное военное производство, создана инфраструктура, способная заменить потерянные военные объекты, такие, как аэродром «Удбина», важнейший в регионе. В 1991-1993 гг. в Хорватии было создано четыре военных аэродрома.

В условиях ограниченных ресурсов и территориальных потерь (25% территории Хорватии в 1991-1995 гг. было отторгнуто) Хорватии удалось создать армию, способную решать не только оборонительные, но и наступательные задачи, причем не только в Хорватии, так и на территории соседней Боснии и Герцеговины. В периоды наивысшей мобилизации численность ВС РХ колебалась от 40-80 тыс. человек в периоды перемирия до  190-220 тыс. человек ВС РХ успешно решили главную задачу – уничтожение Республики Сербская Краина и восстановление территориальной целостности в ходе военных операций мая и августа 1995 г.  В этот период ВС РХ достигли пика боевой мощи, но и наивысшего напряжения сил: в ВС оказался мобилизован каждый шестой мужчина Хорватии призывного возраста, военные расходы составляли 34,8% ВВП страны.

Определенно, мощные вооруженные силы не могли быть созданы без благоприятного международного режима. Европейские страны и США приветствовали провозглашение независимой Хорватии. Поставки вооружения в 1992-1995 гг. осуществлялись, в обход эмбарго ООН. Благоприятствовал действиям Загреба и режим миротворческой миссии ООН в Хорватии. Наконец, обучением и консультированием ВС РХ с 29 сентября 1994 г. (а возможно и с более раннего времени), занимались частные военные компании, прежде всего ЧВК MPRI (США).

Третий этап. 2000-2014. НАТОизация Хорватии и сокращение ВС. В Хорватии сокращение вооруженных сил началось после смерти Ф. Туджмана в декабре 1999 г. Доля ВВП, выделяемая на оборону, последовательно сокращалась с 10% в 2000 г. до 1,3% в 2014 г. Численность ВС РХ с 42 тыс. (2000 г.) до 18 135 человек (2014 г.). Происходило постепенное сокращение, а где-то и деградация технического парка, в основном бронетехники и авиации советского образца, который был создан в 1990-е гг. Тем не менее, положение не вызывало беспокойства, ведь, согласно концептуальным стратегическим документам (прежде всего, Стратегия обороны и Стратегия безопасности 2002 г.), республика находится в «благоприятном международном окружении».

«Благоприятность» окружения заключалась в том, что аналогичные процессы переживала и армия Сербии (входившей в СР Югославию). Отметим, что сокращение, осуществлялось директивным путем, и было предусмотрено Дейтонскими соглашениями (приложение 1B – Соглашение о стабилизации в регионе), от которого пострадала именно сербская армия. После падения режима Слободана Милошевича 5-6 октября 2000 г. процесс достиг своего апогея. В итоге, хотя в 1995 г. армия Сербии была значительно превосходила армию Хорватии, с 2000-х гг. их потенциалы стали стремиться к равенству.

На этом этапе ВС Хорватии стали активным участником военных и миротворческих операциях по всему миру. Значительное число военнослужащих ВС РХ приняло участие в миссии НАТО в Афганистане (до 350 человек единовременно). В мае 2008 г. хорватские контингенты действовали в 15 из 17 миссий ООН по всему миру.

Четвертый этап. 2015-н.в.  Гонка вооружений или постепенное обновление?

С приходом к власти нового правительства в 2014-2015 гг. (фактически, произошло возвращение партии ХДС) были поставлены новые задачи в развитии вооруженных сил. Поставлена задача создать предпосылки для увеличения военных расходов до 2% ВВП в течение следующих трех лет. Другой задачей стала разработка новой Стратегии национальной безопасности. Был принят план развития вооруженных сил 2015-2024 гг. В нем намечены масштабные закупки вооружения, что должно изменить облик сухопутных войск. Как следует из хорватских документов, в ближайшие годы Загреб видит гарантии собственной безопасности в создании более совершенных и унифицированных по западному стандарту вооруженных сил, а также создание элементов единой оборонительной системы (в частности ПВО) на своей территории. Таким образом, речь идет не об антагонизации, а об усилении региональной интеграции.   Стратегической целью является создание таких вооруженных сил, которые будут способны выполнить свои задачи согласно статье 5 в любой точке мира.

636MchYvQP8

С приходом к власти нового Правительства в 2014 году была поставлена задача создать предпосылки для увеличения военных расходов до 2% ВВП в течение следующих трех лет.

Автор — Александр Пивоваренко

Реклама