Институт президентства в Республике Хорватия. Часть 3: Деятельность Президента

Президент Республики Хорватия является главой государства. В соответствии со статьёй 94 Конституции президент Республики Хорватия представляет Республику Хорватия внутри страны, а также за рубежом. Президент республики заботится о регулярной и согласованной деятельности государственной власти, а также о её стабильности. Глава государства несет ответственность за защиту независимости и территориальной целостности Республики Хорватия.

Согласно статье 98 устава Республики Хорватия, президент республики назначает выборы в палаты хорватского парламента, созывает его первое заседание (может объявить о внеочередном заседании); назначает референдум в соответствии с уставом; вручает мандат на формирование правительства лицу, которое на основании распределения депутатских мест в палате представителей и после проведенных консультаций пользуется доверием большинства всех депутатов палаты представителей; осуществляет помилование; производит награждения, присваивает почетные звания; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией (и иными законами — не отмечено в конституции, однако именно такой должна быть формулировка).

Особое внимание стоит уделить назначению президентом председателя правительства, а также формированию правительства. Согласно статье 109 конституции государства, председатель правительства назначается президентом в соответствии с вотумом доверия парламента при наличии контрасигнатуры председателя парламента, а члены правительства назначаются председателем правительства при наличии контрасигнатуры председателя парламента. Кроме того, если кандидат на должность председателя правительства не сформирует его состав в течение тридцати дней со дня назначения, президент республики может продлить мандат на определение состава правительства не более чем на тридцать дней. Если в указанный срок кандидат на должность председателя правительства не успеет сформировать правительство либо оно не получит вотума доверия, президент республики доверяет мандат на сформирование правительства иному лицу. Если правительство не будет сформировано в соответствии с предыдущими положениями конституции, президент республики назначает временное служебное правительство и одновременно назначает досрочные выборы в парламент.

Глава государства Республики Хорватия обладает внешнеполитическими полномочиями. Именно на политику, нацеленную на улучшение взаимоотношений с иностранными государствами, и делают ставку президенты с 2000 года в связи с тем, что их полномочия в других сферах значительно ограничены (например, президент К. Грабар-Китарович занимается международными энергетическими проектами, нацеленными на дальнейшую газификацию Хорватии; в этой связи тесно проходит сотрудничество с азербайджанской стороной). Статья 99 конституции гласит, что президент республики и правительство Республики Хорватия сотрудничают в формировании, проведении внешней политики. Президент республики по предложению правительства и при наличии контрасигнатуры председателя правительства принимает решение об установлении дипломатических представительств и консульских отделений Республики Хорватия за границей. Согласно уставу государства и закону «Об иностранных делах», президент республики по предложению правительства и при ознакомлении компетентного комитета палаты представителей хорватского парламента назначает, отзывает руководителей дипломатических миссий, дипломатических представителей за границей при наличии контрасигнатуры председателя правительства. Кроме того, президент республики принимает верительные и отзывные грамоты представителей иностранного дипломатического корпуса.

В седьмой главе конституции «Международные отношения» указано, что в соответствии с конституцией, законом и нормами международного права заключение международного договора находится в компетенции палаты представителей хорватского парламента, президента республики и правительства республики в зависимости от характера и содержания международного договора. Палата представителей хорватского сабора ратифицирует международные договоры, которые предполагают принятие или изменение закона, международные договоры военного и политического характера, налагающие на республику финансовые обязательства. Международные договоры, в соответствии с которыми международная организация или союз наделяется полномочиями, предусмотренными конституцией Республики Хорватия, ратифицируются палатой представителей сабора большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов(остальные договоры заключает президент республики по предложению правительства Республики Хорватия). Президент республики подписывает документы о ратификации, присоединении, одобрении или принятии международных договоров, которые ратифицировала палата представителей хорватского парламента. В соответствии с нормами профильного закона «О международных договорах» президент Республики Хорватия может наделить правительство полномочиями выступить в роли подписанта международного договора. Однако в то же время правительство Республики Хорватия имеет право без наличия полномочий, предоставленных президентом, самостоятельно подписать международный договор в области экономики, социальной службы и экологии. В целом решение о начале процедур по заключению международного договора принимает президент Республики Хорватия и правительство Республики Хорватия.

Согласно статье 135 конституции, право возбуждения процедуры объединения Хорватии в союзы с другими странами имеют не менее одной трети депутатов парламента, президент, а также правительство.

Также стоит обратить внимание на положение статьи, в котором закрепляется запрет возбуждения процедуры объединения Республики Хорватия в союзы с другими государствами, объединения с которыми привели бы или могли бы привести к возрождению югославского государственного образования или к установлению балканских связей в какой-либо форме. По сути, это отражает тенденцию европеизации Хорватии (например, в марте 1996 года президент и председатель хорватского парламента подписали документ о том, что Республика Хорватия присоединяется к Совету Европы и обязуется выполнить ряд обязательств), стремление постоянного укрепления отношений именно с западноевропейскими странами, а не с теми, с которыми они имеют общие исторические и, во многом, культурные черты. Еще в 1991 году Ф. Туджман объявил, что грядет «новая эпоха в истории Хорватии», приоритетами республики стали «европейская интеграция и сотрудничество в мире, создание демократического государства».

У президента есть и военно-политические полномочия, а также полномочия главы государства в военное время (и то, и другое закреплено в статьях 100 и 101 устава государства соответственно). В соответствии с указанными нормами президент республики является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Выступая в роли верховного главнокомандующего, президент выполняет функции по обеспечению территориальной целостности и независимости страны. Президент республики назначает и освобождает от занимаемой должности командный состав вооруженных сил в соответствии с законом. На основании постановления палаты представителей хорватского сабора президент республики объявляет войну и заключает мир. В случае непосредственной угрозы независимости, единству и существованию государства президент республики может при наличии контрасигнатуры председателя правительства отдать приказ о применении вооруженных сил без объявления военного положения. В период военного положения президент республики может издавать указы, имеющие силу закона, на основании и в рамках полномочий, полученных от палаты представителей хорватского парламента. Если палата представителей не проводит сессию, президент республики имеет полномочия регулировать указами, имеющими законную силу, все вопросы, которые ставит военное положение. В случае непосредственной угрозы независимости, единству и существованию государства или когда органы государственной власти не в состоянии постоянно исполнять свои конституционные обязанности, президент может по предложению председателя правительства и при наличии его контрасигнатуры издавать указы, имеющие законную силу. Президент республики направляет указы, имеющие законную силу, на утверждение палаты представителей, как только палата сможет собраться на заседание. Если президент республики не представит указ палате представителей, собравшейся на собрание, на утверждение, или если палата представителей его не утвердит, указ, имеющий законную силу, утрачивает ее. Кроме того, если палата представителей не проводит сессию либо существует непосредственная угроза независимости, единству, существования государства или органы государственной власти не в состоянии постоянно исполнять свои конституционные обязанности, президент республики имеет право созвать заседание правительства и председательствовать на заседании правительства.

Важнейшие полномочия президента Республики Хорватия прописаны в законе «О национальной обороне». В соответствии с указанными в нем нормами президент:

представляет вооруженные силы Республики Хорватия на территории Республики Хорватия и за рубежом;

  • разрабатывает военную стратегию Республики Хорватия;
  • в соответствии с решением парламента Республики Хорватия объявляет войну и подписание мирного соглашения;
  • принимает решение о назначении и снятии с должности руководителя вооруженных сил Республики Хорватия;
  • совместно с главой Правительства принимает решение о призыве войск Республики Хорватия в случае непосредственной угрозы территориальной целостности Республики Хорватия, в том числе, если военное положение не было объявлено;
  • в соответствии с законом составляет указы в случае объявления военного положения, наличия угрозы территориальной целостности или потери независимости Республикой Хорватия.

Также существует закон «Об участии вооруженных сил Республики Хорватия, полиции, служб народной обороны в миротворческих и иных операциях», в котором прописана роль президента в отношениях, связанных с использованием вооруженных сил государства. Так, решение об участии членов вооруженных сил Республики Хорватия в миротворческих и других долгосрочных операциях за рубежом, переходе государственной границы, а также их работе за рубежом принимает парламент Республики Хорватия по предложению правительства Республики Хорватия при наличии предварительного согласия президента Республики Хорватия. Контингент вооруженных сил Республики Хорватия в миротворческих и других операциях за рубежом в соответствии с решением парламента Республики Хорватия находится в непосредственном подчинении президенту Республики Хорватия, являющегося верховным главнокомандующим. В исключительных случаях, описанных в статье 1 данного закона (отправка членов хорватских вооруженных сил, полиции, гражданской защиты и государственных служащих и служащих в зарубежных странах для участия в операциях по поддержанию мира и других видов деятельности, порядок их вывода из операций по поддержанию мира и других видов деятельности за рубежом и метод финансирования таких операций и мероприятий), парламент Республики Хорватия может принять решение об участии контингента вооруженных сил Республики Хорватия в миротворческих и других долгосрочных операциях за рубежом, перехода государственной границы без предварительного согласия президента.

Одним из важнейших полномочий с формальной точки зрения, но не с фактической, является решение о назначении кандидатуры главы правительства.  В статье 4 закона «О правительстве Республики Хорватия» говорится, что его принимает президент Республики Хорватия при наличии подписи главы парламента, а решение о назначении кандидатур членов правительства принимает глава Правительства при наличии подписи главы парламента.

Полномочия президента Республики Хорватия, связанные с взаимодействием с законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти (прописаны в статьях 89, 102-104, 116 конституции), занимают центральное место. Что касается взаимодействия с парламентом, президент республики обнародует законы в течение восьми дней со дня принятия парламентом. Если президент республики считает, что провозглашенный закон противоречит конституционным положениям, он может возбудить процедуру оценки его конституционности в конституционном суде Республики Хорватия. Для решения управленческих вопросов президент республики может предложить правительству созвать заседание и рассмотреть определенные вопросы. Президент республики может присутствовать на заседании правительства и участвовать в рассмотрении вопросов. Президент республики и правительство, в соответствии с конституцией и законом, участвуют в регулировании деятельности служб безопасности. Акты о назначении руководителей служб безопасности, после ознакомления с мнением компетентного комитета палаты представителей, подписывают президент, а также председатель правительства Республики Хорватия. Президент совместно с главой правительства контролирует работу службы национальной безопасности, осуществляющей мониторинг наличия угроз национальной безопасности. Важна роль президента и в формировании судебной власти: председателя Верховного суда Республики Хорватия после ознакомления с мнением общей коллегии Верховного суда Республики Хорватия и компетентного комитета палаты представителей хорватского сабора и именно по предложению президента республики избирает и освобождает от занимаемой должности парламент.

Ключевым и в то же время стандартным для глав государств европейских государств с парламентско-республиканской формой правления является право президента Республики Хорватия вносить предложения об изменении конституции Республики Хорватия наравне с не менее одной пятой депутатов палаты представителей хорватского сабора и правительством Республики Хорватия.

Важнейшим в парламентских республиках является вопрос ответственности. Он раскрывается в уставе Республики Хорватия в статье 113. Если парламент выразит вотум недоверия председателю правительства или правительству в целом, председатель правительства и правительство в целом подают в отставку. Если в течение тридцати дней не будет выражено доверие новому кандидату на должность председателя правительства и членам правительства, председатель парламента уведомляет об этом президента Республики Хорватия. После получения уведомления председателя палаты представителей̆ хорватского сабора (парламента) президент республики незамедлительно принимает решение о роспуске палаты представителей и одновременно назначает выборы депутатов. Кроме этого, президент республики незамедлительно принимает решение о роспуске палаты представителей, если она не приняла государственный бюджет в течение ста двадцати дней со дня его представления. Однако президент Республики Хорватия не может по предложению правительства распустить парламент в течение всего периода установления его ответственности за нарушение устава.

Закон «О помиловании» также определяет полномочия главы Республики Хорватия. Президент Республики Хорватия принимает решение о помиловании в отношении противоправных действий, приговор по которым был вынесен судом Республики Хорватия или которые были совершены на территории Республики Хорватия или в пределах зоны её юрисдикции. Министерство, в компетенцию которого входят вопросы в части правосудия, представляет президенту Республики Хорватия все необходимые данные и сведения, имеющие отношения к делу, в отношении которого принимается решение о помиловании. Данное министерство (в компетенцию которого входят вопросы в части правосудия) направляет лицу уведомление о решении о помиловании, принятое президентом Республики Хорватия. О принятом решении министерство, в компетенцию которого входят вопросы в части правосудия, обязано уведомить лицо, подавшее прошение о помиловании, суд первой инстанции, исправительное учреждение и судью, выносившего приговор.

Вопрос организации референдума, как было уже выше указано, также входит в компетенцию президента Республики Хорватия. Статья 3 закона «О референдуме и иных формах участия в государственном и региональном управлении (местном самоуправлении)» (это прописано и в уставе Республики Хорватия в статье 87) гласит, что проведение референдума могут объявить президент и парламент. По предложению правительства и при наличии контрасигнатуры главы правительства президент Республики Хорватия может объявить проведение референдума по вопросам, связанным с внесением изменений в конституцию Республики Хорватия, или по иным вопросам, касающимся целостности и независимости Республики Хорватия.

В Республике Хорватия предусмотрен закон «О государственной тайне». В соответствии со статьей 13 президент (наряду с рядом других лиц) может присваивать гриф «Совершенно секретно» и «Секретно». Обыкновенно грифы присваиваются в отношении образовательных учреждений, государственных институтов и иных официальных лиц в ходе ведения ими исследовательской или иной деятельности, затрагивающих национальные интересы Республики Хорватия.

Правовые акты

Президент Республики Хорватия принимает указы, решения, правила, распоряжения, приказы, предусмотренные законом.

В качестве примеров применения указов можно привести следующее: 1)своим указом президент Республики Хорватия осуществляет промульгацию закона в течение 8 дней с даты, когда они были в соответствии с конституцией приняты палатой представителей; 2) в период военного положения президент республики может издавать указы, имеющие силу закона, на основании и в рамках полномочий, полученных от палаты представителей хорватского сабора (в случае непосредственной угрозы независимости, единству, существованию государства или когда органы государственной власти не в состоянии постоянно исполнять свои конституционные обязанности, президент республики может по предложению председателя правительства и при наличии его контрасигнатуры издавать имеющие законную силу указы); 3) президент республики направляет указы, имеющие законную силу, на утверждение палаты представителей, как только палата сможет собраться на заседание; 4) указом президент имеет право создавать органы, подведомственные ему (например, указом Франьо Туджмана от 19 января 1991 года была создана администрация президента).

Принятие решений также играет значительную роль в нормотворчестве, осуществляемом президентом Республики Хорватия. Принятием решения президент республики распускает парламент и одновременно назначает выборы депутатов. Кроме того, президент Республики Хорватия совместно с правительством Республики Хорватия принимает решение о начале процедур по заключению международного договора (решение об отложенном вступлении в силу международного договора в целом или какой-либо его части принимает президент (правительство)). Решение о назначении кандидатуры главы также принимает президент Республики Хорватия при наличии подписи главы парламента. Важны решения главы государства и во время военного положения в государстве. В случае наличия непосредственной угрозы независимости и территориальной целостности Республики Хорватия, в соответствии с конституцией Республики Хорватия действиями контингента вооруженных сил Республики Хорватия за рубежом руководит президент Республики Хорватия совместно с главой правительства Республики Хорватия, и именно президент принимает решения (решения президента Республики Хорватия будут рассматриваться парламентом непосредственно после того, как он может быть вновь созван). На основании предварительного решения парламента президент Республики Хорватия также принимает решение об отзыве военного контингента. В случае наличия угрозы жизни и здоровью членам военного контингента, находящимся за рубежом, президент может принять решение об их немедленном отзыве.

Решения, правила, распоряжения зачастую используются в области обороны, а также в области государственного управления.

Указы и решения в большинстве случаев публикуются в «Национальной газете». Иные правовые акты также подлежат опубликованию, если в отношении них президент принимает соответствующее решение.

Органы при президенте Республики Хорватия

В соответствии со статьей 106 конституции Республики Хорватия президенту в осуществлении его функций оказывают помощь совещательные органы. Члены этих органов назначаются и освобождаются от занимаемой должности президентом республики. Не допускается назначение должностных лиц в нарушение принципа разделения властей.

Стоит выделить такие органы, как администрация президента Республики Хорватия, аппарат президента Республики Хорватия, совет при президенте Республики Хорватия, протокольная служба при президенте Республики Хорватия, управление по связям с общественностью, секретариат управления делами президента.

Администрация президента Республики Хорватия выполняет функции, связанные с осуществлением ежедневной, еженедельной, ежемесячной и годовой программы деятельности президента Республики Хорватия. Администрация президента также выполняет задачи, связанные со взаимодействием со средствами массовой информации, обработкой и архивированием текущей документации президента, регистрацией и сдачей на хранение его конфиденциальной почты. Администрация президента выполняет другие функции по поручению президента Республики Хорватия и руководителя его аппарата. Организация и круг полномочий администрации президента регулируются законом и ее регламентом.

Аппарат президента Республики Хорватия выполняет функции (административные, технические и координационные) в соответствии с потребностями начальника аппарата; функции внутреннего контроля; задачи обеспечения надлежащего функционирования администрации президента контроль заявлений и жалоб граждан, прошений о помиловании; иные функции, которые не входят в зону ответственности остальных структурных подразделений администрации президента Республики Хорватия; другие задачи по поручению президента Республики Хорватия и начальника его администрации.

Совет при президенте Республики Хорватия выполняет самые сложные экспертные и административные задачи по поручению президента Республики Хорватия: даёт экспертную оценку и составляет рабочую документацию для осуществления задач, поставленных перед президентом Республики Хорватия в рамках текущего политического курса; выполняет задачи, связанные с подготовкой и организацией национальных и международных визитов президента; осуществляет другие функции по поручению президента республики и начальника его аппарата. В совет при президенте Республики Хорватия входят кабинет по вопросам обороны и национальной безопасности, кабинет по делам внешней политики и политики ЕС, кабинет по делам внутренней политики, кабинет по экономическим вопросам, кабинет по социальным вопросам и делам молодежи

Протокольная служба при президенте Республики Хорватия  выполняет организационные и технические функции; задачи, связанные с подготовкой и осуществлением программ официальных и рабочих визитов президента в зарубежные страны; готовит и реализует программы визита глав иностранных государств и других высокопоставленных иностранных должностных лиц в Республику Хорватия; составляет календарь визитов и путешествий; проводит официальные мероприятия, имеющее важное значение для Республики Хорватия (подготовка государственных визитов, национальных и международных встреч); выполняет задачи, связанные с представлением верительных грамот президенту республики, а также выполняет иные функции в пределах своей компетенции.

Управление по связям с общественностью информирует общественность о деятельности президента Республики Хорватия; готовит пресс-релизы; составляет ответы на вопросы журналистов; отслеживает и анализирует сведения, публикуемые в национальных и зарубежных средствах массовой информации; организует очередные и внеочередные пресс-конференции с участием президента Республики Хорватия; редактирует, издает и распространяет материалы в целях информирования общественности о деятельности президента республики; регулярно уведомляет президента Республики Хорватия и сотрудников его администрации о сведениях, публикуемых в средствах массовой информации.

Секретариат управления делами президента выполняет аналитические, технические и административные функции, связанные с исполнением обязанностей президента Хорватии и его администрации; координирует работу структурных подразделений администрации президента Республики Хорватия выполняет задачи, связанные с финансовым планированием деятельности администрации; регулирует права и обязанности должностных лиц, государственных служащих и сотрудников администрации президента Республики Хорватия; осуществляет управление персоналом и повышение квалификации персонала; выполняет задачи, связанные с инвестициями в текущий ремонт и техническим обслуживанием зданий и офисных помещений под управлением администрации президента; выполняет другие задачи по поручению президента Республики Хорватия и начальника его администрации. В состав секретариата управления делами президента входят: финансовая служба, служба информационных технологий, служба по рассмотрению жалоб населения и прошений о помиловании, техническая служба.

Автор — Даниил Чугунов